Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лиепа марис

Энциклопедический словарь

ЛИЕПА Марис - ЛИЕ́ПА Марис-Рудольф Эдуардович (27 июля 1936, Рига - 26 марта 1989, Москва), российский артист балета, балетмейстер, педагог. Народный артист СССР (1976). Ленинская премия (1970). Премия имени Вацлава Нижинского (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич) Парижской академии танца (1971). Премия имени Мариуса Петипа (см. ПЕТИПА Мариус Иванович) (1977, Париж).

Учился в Рижском хореографическом училище (педагог В. Т. Блинов). В 1955 окончил Московское хореографическое училище (педагог Н. И. Тарасов). В 1956-60 в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Исполнил партии: Зигфрид («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Лионель («Жанна д"Арк» Н. И. Пейко), Феб («Эсмеральда» Ц. Пуни, Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко), Конрад («Корсар» А. Адана). В 1960-84 ведущий солист Большого театра. Первый исполнитель партий: Юноша («Ночной город» на музыку Б. Бартока), Георгий («Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе), Ферхад («Легенда о любви» А. Д. Меликова), Красс («Спартак» А. И. Хачатуряна), Вронский («Анна Каренина» Р. К. Щедрина), Солист («Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, Ж. Рамо, В.-А. Моцарта). Среди его лучших партий в Большом театре: Ленни («Тропою грома» К. Караева), Вакх («Вальпургиева ночь» Ш. Гуно), Альберт («Жизель» А. Адана), Зигфрид («Лебединое озеро»), Дезире («Спящая красавица», оба Чайковского), Красс («Спартак», Хачатуряна), Ромео («Ромео и Джульетта», Каренин («Анна Каренина» Щедрина), Принц Лимон («Чиполлино» К. С. Хачатуряна). В Ленинградском ансамбле под руководством Б. Я. Эйфмана с блеском исполнил партию Рогожина («Идиот» на музыку Чайковского). Снимался в телебалетах «Гамлет» на музыку Д. Д. Шостаковича (1969) и «Галатея» на музыку Ф. Лоу-Т. И. Когана (1977), в киноэкранизации балета «Спартак» (1976), в художественных фильмах как драматический актер - «Могила льва» (1972), «Четвертый» (1973), «Лермонтов» (1983); в телефильмах: «В одном микрорайоне» (1976), «Бенефис Людмилы Гурченко» (1978), «Миф» (1987). Его творчеству посвящены документальные фильмы «Я начинаю новый монолог» (1981), «А дольше всего продержалась душа…» (1990), «Свет его звезды» (1992).

В спектаклях Большого театра танцевал с лучшими балеринами этого времени - Майей Плисецкой (см. ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна), Ниной Тимофеевой (см. ТИМОФЕЕВА Нина Владимировна), Раисой Стручковой (см. СТРУЧКОВА Раиса Степановна), Мариной Кондратьевой (см. КОНДРАТЬЕВА Марина Викторовна), Екатериной Максимовой (см. МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна), Наталией Бессмертновой (см. БЕССМЕРТНОВА Наталия Игоревна), Людмилой Семенякой (см. СЕМЕНЯКА Людмила Ивановна). Исполнительскому мастерству Лиепы была свойственна масштабность, драматическая насыщенность, редкая актерская выразительность, элегантность облика. Обладая виртуозной техникой, широтой и полетностью движений, мужественной манерой танца, он стремился к психологической правде, красноречивости каждого жеста. Галерея образов, созданных Лиепой, позволяет говорить о нем как об одном из величайших «танцующих актеров» балетной сцены. Вершина творчества Лиепы - партия Красса в «Спартаке» Ю. Н. Григоровича (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич), принесшая ему всемирную славу и открывшая новые грани дарования. Его внешне блистательный, властолюбивый герой, похожий на изваяния Октавиана Августа, становился олицетворением цинизма, зла, насилия, жестокости, грозной разрушающей силы.

На сцене Большого театра Лиепа возобновил хореографический шедевр М. М. Фокина (см. ФОКИН Михаил Михайлович) «Видение розы» на музыку К.-М. Вебера (1967, балетмейстер и первый исполнитель главной партии), вернув его русской сцене. Ставил танцы в драматических спектаклях, в кино и на телевидении. В 1963-80 преподавал в Московском хореографическом училище. В 1984-85 был художественным руководителем балетной труппы Софийского оперного театра. «Я хочу танцевать сто лет!» - название написанной артистом автобиографической книги (1981) и его жизненный девиз. Сын и дочь танцовщика - Илзе (см. ЛИЕПА Илзе Марисовна) и Андрис (см. ЛИЕПА Андрис Марисович), выбрав профессию отца, тоже стали солистами Большого театра.

Полезные сервисы

лиепа марис-рудольф эд

Гуманитарный словарь

ЛИЕ́ПА Марис-Рудольф Эд. (1936-89) - артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в Рижском хореографич. уч-ще (кл. В. Блинова), окончил Моск. хореографич. уч-ще в 1955 (кл. Н. Тарасова). В 1955-56 артист Рижского т-ра оперы и балета, в 1956-60 солист Моск. Муз. т-ра. Среди его ролей: Феб ("Эсмеральда"), Лионель ("Жанна д’Арк"), Конрад ("Корсар"), Поэт ("Штраусиана"), Зигфрид ("Лебединое озеро"). В 1960-84 солист Большого т-ра. Первый исполнитель партий: Юноша ("Ночной город"), Черт ("Сказка о солдате и черте"), Ферхад ("Легенда о любви"), Красс ("Спартак"), Вронский ("Анна Каренина"). Среди др. его ролей: Армен ("Гаянэ"), Юноша ("Шопениана"), Ленни ("Тропою грома"), Принц ("Золушка"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Принц Лимон ("Чиполлино"), Каренин ("Анна Каренина"), Базиль ("Дон Кихот"), Альберт ("Жизель"), Спартак ("Спартак"), Дезире ("Спящая красавица"), Ромео ("Ромео и Джульетта"). Был партнером М. Плисецкой, Н. Тимофеевой, М. Кондратьевой, Н. Бессмертновой и др. Снимался в оригин. телебалетах "Гамлет" и "Галатея", в к/ф-балете "Спартак", в худож. и т/ф. Исполнительскому мастерству Л. была свойственна масштабность, драм. насыщенность образов, редкая актерская выразительность. Его танец отличался мужественностью, элегантностью, четкостью рисунка. Вершина творчества Л. - партия Красса в "Спартаке" Ю. Григоровича. Его внешне блистат., властолюбивый герой олицетворял собой зло, насилие, жестокость. В 1963-80 Л. преподавал в Моск. хореограф. уч-ще, в 1980-х гг. ставил танцы в драм. т-рах, кино и на телевидении, участвовал в спектаклях Рижского т-ра оперы и балета и Ленингр. т-ра совр. балета, работал за рубежом. Возобновил балет М. Фокина "Видение розы" (1967, Большой т-р), создал новую сценич. ред. "Дон Кихота" в Днепропетровском т-ре оперы и балета (1979). Его творчеству посв. док. т/ф "Я начинаю новый монолог" и "А дольше всего продержалась душа..."

Соч.: Вчера и сегодня в балете. М., 1986.

Лит.: Львов-Анохин Б. А. Марис Лиепа. М., 1976; Рославлева Н. П. Марис Лиепа. М., 1978.

М. Э. Лиепа и Н. В. Тимофеева в балете «Лебединое озеро»

М. Э. Лиепа и Н. В. Тимофеева в балете «Лебединое озеро»

Полезные сервисы

лиепа марис-рудольф эдуардович

Энциклопедический словарь

Лие́па Марис-Рудольф Эдуардович (1936-1989), артист балета, народный артист СССР (1976). В 1960-84 в Большом театре (Москва). Партии: Красс («Спартак» А. И. Хачатуряна), Альберт («Жизель» А. Адана), Зигфрид («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Ферхад («Легенда о любви» А. Д. Меликова) и др. Танец Лиепы отличался мужественностью, скульптурностью поз, эмоциональной напряжённостью. Возобновил балет М. М. Фокина «Видение розы» на музыку К.-М. Вебера (1967). Снимался в фильмах: «Могила льва» (1972), «Четвёртый» (1973) и др. Ленинская премия (1970).

Большой энциклопедический словарь

ЛИЕПА Марис-Рудольф Эдуардович (1936-89) - российский артист балета, народный артист СССР (1976). В 1960-84 в Большом театре. Среди партий - Красс ("Спартак" А. И. Хачатуряна). Ленинская премия (1970).

Полезные сервисы